Как продлить жизнь шасси гусеничных машин?
Придерживаясь следующих рекомендаций, вы сможете продлить жизнь шасси и значительно снизить эксплуатационные расходы вашей спецтехники на гусеничном ходу.
Ошибки в эксплуатации и обслуживании спецтехники могут привести к преждевременному износу её ходовой части. Это особенно важно для техники на гусеничном ходу, так как цена обслуживания и ремонта шасси может составлять до 50% всей стоимости обслуживания. Далее приведены несколько советов, придерживаясь которых вы сможете снизить эксплуатационные расходы и продлить жизнь ходовой части.
Натяжение гусениц
Перед тем, как измерять и устанавливать натяжение гусениц, дайте машине поработать в нормальном рабочем режиме хотя бы полчаса, чтобы машина смогла «акклиматизироваться» к текущим рабочим условиям на площадке. Если условия меняются, например, количество осадков, подрегулируйте натяжение. По-хорошему натяжение должно всегда отслеживаться и регулироваться в соответствии с текущими условиями на рабочей площадке. Недостаточное натяжение может вызвать биение на более высоких скоростях. Это приводит к чрезмерному износу втулок и зубчатых колёс.
Если гусеницы бульдозера или другой техники натянуты сильнее чем это нужно для текущих условий, это может вызвать дополнительную нагрузку на шасси и компоненты трансмиссии, а также потерю мощности.
Ширина гусениц
Установите на гусеничный кран или подобную технику самые узкие гусеницы, которые смогут обеспечить достаточную проходимость и управляемость в условиях окружающей среды на рабочей площадке. Если гусеницы слишком узкие, машина постоянно будет тонуть в грунте и зарываться. На поворотах задняя часть машины будет проскальзывать, что, в свою очередь, ведёт к тому, что излишки грунта будут скапливаться на верхней поверхности траков, попадая потом в элементы ходовой части. В результате возможны проскальзывания, которые увеличат износ этих частей.
Более широкие гусеницы дают лучшую проходимость и меньшее накопление грунта и грязи. Но использование слишком широких гусениц ведёт к увеличению нагрузки на компоненты шасси. Траки могут деформироваться и даже ломаться намного легче, так как увеличивается нагрузка на соединения гусениц.
Баланс машины
В ходе управления машиной с неправильным балансом у оператора может сложится впечатление, что нужно использовать более широкие гусеницы. Так же неправильный баланс может вызвать ускоренный износ шасси, уменьшая его жизнь, а также не эффективное перемещение материала ковшом (доузинг).
Правильный баланс обеспечит хорошую проходимость машине, не используя более широкие гусеницы, и уменьшит проскальзывание (пробуксовку). При этом обеспечивается равномерная нагрузка на шестерни и ролики по всей длине гусениц.
Советы оператору машины
Даже опытный оператор не всегда заметит проскальзывание гусениц, если оно составляет менее 10 процентов. Это может привести к уменьшению продуктивности и увеличению износа, особенно зубьев гусениц. Уменьшите нагрузку, чтобы избежать прокручивания.
Износ шасси лучше всего измерять в пройденных километрах, а не в часах работы машины. Поэтому более новые модели спецтехники на гусеничном ходу измеряют пройденное машиной расстояние и вперёд, и назад. Постоянные повороты машины в одну сторону могут привести к дисбалансу и большему пройденному расстоянию внешней гусеницы. Поэтому старайтесь поворачивать и разворачивать машину в обоих направлениях одинаково. Если это невозможно, то стоит проверять износ шасси чаще обычного.
Избегайте, по возможности, ненужных операций заднего хода. Операции заднего хода увеличивают износ втулок и цепных колёс не зависимо от скорости.
Итог
Это только общие рекомендации, они даны представителями основных производителей спецтехники на гусеничном ходу (назвать их не будем, чтобы нас не уличили в заангажированности). Приняв во внимание эти советы, вы сможете уменьшить износ техники, затраты на обслуживание, как и время простоя. Любите свою спецтехнику, и она прослужит вам дольше и будет более эффективной.